Ключевые идеи про groove в музыке

Эти тезисы возникли в результате совместной игры с непревзойденным аутентичным барабанщиком, Валентином Михайловичем Давыденко, 1950 г.р., родом из с.Пидгайное Иванковского р-на Киевской области. Этот музыкант является не только носителем виртуозного стиля игры на барабане, но и носителем совершенного чувства асимметричного грува, который так захватывает нас, когда мы слушаем фольклор в аутентичном исполнении. Мне пришлось потратить немало усилий и времени, чтобы понять, как этот грув организован. Основными ступенями на пути усвоения аутентичного грува были:

 

1. Максимальная синхронизация с аутентичным исполнителем путем подстройки под его игру.

 

2. Осознание закономерностей организации музыки аутентичным исполнителем и экспериментальная проверка во время совместной игры.

 

3. Самостоятельное применение выявленных закономерностей организации музыки в своей игре.

 

4. Максимальная синхронизация с аутентичным исполнителем без подстройки, а только на основе собственного внутреннего ощущения музыки.

 

 

 

Пройдя эти четыре ступени мастерства, могу поделиться некоторыми мыслями и наблюдениями:

 

 

 

1. Движение в музыке - это не темп и не чередование различных нотных длительностей, а движение относительно симметричной временной сетки. Музыка, совпадающая с симметричной временной сеткой, не двигается.

 

2. Существует два способа создания (организации) движения в музыке (два способа работы со временем) - компенсаторный (перетекание времени от одной нотной длительности к другой) и некомпенсаторный (изъятие времени без его возмещения в другой длительности). Компенсаторная работа со временем приводит к эпизодическим совпадениям с симметричной временной сеткой. Применение некомпенсаторного способа означает отсутствие совпадений с симметричной временной сеткой. Аутентичные исполнители применяют одновременно оба способа.

 

3. Различные способы организации движения в музыке влияют на ее эмоциональное восприятие. Существуют деструктивные способы организации музыки, которые негативно влияют на эмоциональное и физическое состояние человека (деструктивные грувы).

 

4. Увеличение темпа у аутентичных исполнителей происходит не путем увеличения количества ударов в единицу времени, а путем некомпенсаторного уменьшения времени одного из ударов в каждой паре ударов (для двухдольных метров).

 

5. Присутствует тесная взаимосвязь, но не зависимость, между громкостью и длительностью звука. Громкость и длительность звуков являются двумя параллельными системами, которые организуют движение в музыке.

 

6. С помощью использования звуков различной длины (в смысле п.2) и различной громкости возможно создание музыкальной рифмы (музыкальных построений, напоминающие звучание поэтического рифмованного стихотворения, в котором, на самом деле, нет текста).

 

7. Стремительность музыкальной рифмы является показателем характера музыкального движения.

 

Илья ФЕТИСОВ